Современные школы оснащены цифровым оборудованием (персональными компьютерами, компьютерными классами, медиапроекторами и пр.), которое используется преимущественно для работы учеников в курсе информатики.
Однако учителя начальной школы,
учителя-предметники средней и старшей школы зачастую еще далеки от
использования компьютерных технологий в образовательном процессе,
поэтому одна из важнейших задач образовательного комплекса – приобщить
учителей начальной школы к работе с цифровыми образовательными
ресурсами.
Компьютерной поддержкой
обеспечиваются привычные для организации учебной деятельности формы
учебной работы и вводятся новые, практически неосуществимые в
развернутом и полноценном виде без компьютерной поддержки (например,
общеклассные проекты, общеклассные учебники и справочники,
мини-конференции и пр.).
Владея навыком работы с компьютером, учитель может поддерживать учебную деятельность детей,
включая в работу цифровые ресурсы в достаточно "мелкой нарезке" –
модули, которые можно встраивать в учебный процесс в самых разных
функциях и на разных этапах. Эффективность обучения при этом достигается за счет тщательной подготовки проекта урока, нужного оборудования и материалов.
|
С
помощью компьютера самостоятельные действия ребенка получают
немедленную обратную связь, не отягощенную межличностными отношениями.
Таким образом, к продуктам детской деятельности предъявляются совершенно
новые требования, обеспечиваются более совершенные возможности их
оформления (например, использование конструктора-оформителя или
конструктора плана комнаты).
Иной характер приобретают и
промежуточные продукты детской работы. Они становятся "черновиками",
позволяющими легко перерабатывать и редактировать их в соответствии с
замечаниями учителя и одноклассников (у ребенка снижается страх по
поводу возможной ошибки).
Однако с точки зрения авторов
образовательного комплекса компьютерное обучение обязательно должно быть
встроено в реально-практическое (и подчинено ему).
Использование компьютерных технологий
не должно вытеснять реальное исследовательское действие ребенка, живую
дискуссию, его предметные практические действия с различными
материалами там, где таковые могут быть воссозданы и обеспечены. |
Преимущества и недостатки разных вариантов использования цифровых ресурсов в учебном процессе представлены в таблице.
Варианты использования
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Общеклассное обсуждение и выполнение
|
Простота реализации, быстрота обсуждения
|
Все дети, а не только вызванные к доске, хотят поработать на компьютере
|
Парная работа за персональным компьютером
|
Взаимный контроль и осознание задачи, пути ее решения
|
Не всегда ученики хорошо срабатываются в паре (возможны споры из-за того, кто нажмет кнопку, и пр.)
|
Индивидуальная работа за персональным компьютером
|
Хорошая
тренировка в соотнесении символов с объектами, выполнения нужной
последовательности операций, тренировки в работе с мышью и клавиатурой
|
Ситуация меньше
осознается учеником, возможен интуитивный поиск, подбор ответов. Учителю
труднее оказывать помощь тем, кто не работал на персональном
компьютере, или тем, кто не понял задачу
|
Дата размещения: 07.09.2010
Источник:
Журнал "Управление начальной школой"
|